Какую франшизу лучше купить для бизнеса в России?

Какую франшизу лучше купить для бизнеса в России?

Франчайзинг как инструмент для расширения бизнеса действует на российском рынке уже более 30 лет. В 1992 году в столичной гостинице "Россия" было открыто первое кафе по франшизе компании Baskin Robbins. С тех пор ситуация изменилась, и сегодня перед начинающим предпринимателем, желающим создать свой стартап, стоит вопрос: следует ли работать с франшизой или же начинать самостоятельно? Если вариант франшизы кажется более перспективным, возникает вопрос: какую франшизу выбрать?

История франчайзинга началась с понятия «franchise», которое обозначало определенные преференции для предпринимателей, такие как проведение ярмарок, виноделие, охота и т.д. Во времена средневековья французские короли были обладателями этих прав, которые перепродавали соответствующим просителям. С середины XIX века новый современный вариант франчайзинга был представлен пивоварными компаниями Германии, которые предоставляли лицензии тавернам на эксклюзивную продажу пива и использование имени пивоварни в названии заведения.

Однако новая эру франчайзинга началась после завершения Второй мировой войны, когда экономика США и позднее Европы начала расти. Идея концепции «как продавать фастфуд» была предложена Рэем Кроком, создателем франшизы McDonald's, которая быстро стала одной из самых популярных и дорогих франшиз в сфере фастфуда. Идея была быстро продолжена и распространилась на все области бизнеса.

Однако в 60-70 годы прошлого века возникли проблемы с ростом бизнеса: хаотичные продажи франшиз привели к многим скандалам и банкротствам несостоятельных франчайзи. В результате идея франчайзинга была дискредитирована, но затем компенсирована созданием международных и национальных ассоциаций франчайзинга, которые в настоящее время регулируют франчайзинговые отношения в современной экономике. В настоящее время франчайзинг - это зрелая и прочно установившаяся бизнес-технология.

Структура франчайзинга

Франчайзинг – это передача лицензии на использование имени компании и технологий бизнеса за вознаграждение. Франчайзер является правообладателем, а франчайзи – правоприобретателем.

Заключение договора франчайзинга необходимо проводить в письменном виде и его регистрация в Роспатенте является обязательной. В противном случае соглашение считается недействительным (статья 1028 ГК РФ, пункт 5.2 Положения, утвержденного постановлением Правительства № 299 от 16 июня 2004 года).

Виды франчайзинга по характеру деятельности

1. Товарный (торговый) франчайзинг – это передача франшизы на право продажи определенного товара. Он наиболее распространен в розничной торговле. Франчайзи должен использовать название торговой точки производителя и продавать только его продукцию. За 90% продаж в торговых центрах по всему миру отвечают франшизы таких крупных брендов, как Zara, H&M, Baldinini и другие.

2. Производственный франчайзинг – это передача прав на производство товаров. Франчайзер продает товарный знак и бизнес-технологию, а также в некоторых случаях обеспечивает поставки сырья. Яркими примерами производственного франчайзинга являются The Coca-Cola Company, PepsiCo, ХимRussia и другие.

3. Деловой франчайзинг – это передача прав на открытие бизнеса в структуре франчайзера. Франчайзи получает возможность использовать имя и технологии франчайзера, получает поддержку в обучении сотрудников и т.д. Такой вид наиболее распространен в услугах, общественном питании, гостиничном бизнесе и других секторах экономики: Hilton, Yves Rocher, "ИНВИТРО".

Виды франшиз

1. Прямая франшиза – это непосредственная передача права от франчайзера к франчайзи. Она удобна для региональных или национальных франчайзеров. Если же речь идет о транснациональном франчайзинге, то франчайзер предпочитает предложить мастер-франшизу, если обсуждается первичное предложение на новом национальном рынке.

2. Мастер-франшиза – это передача всех эксклюзивных прав на выдачу франшиз от правообладателя к региональному франчайзи. Он регулирует выдачу франшиз на определенной территории и определяет бизнес-стратегию в соответствии с интересами франчайзера: закрывает выдачу франшиз при переизбытке предложения, отслеживает соответствие ведения бизнеса требованиям договора франчайзинга.

Франчайзинг – достоинства и недостатки

В России многие маленькие и средние бизнесы не обладают высокой выживаемостью, что во многом обусловлено чрезмерными законодательными ограничениями и тем, что наиболее востребованные рынки товаров и услуг уже заняты. Стартапы могут потребовать огромных затрат на раскрутку своего бренда, и риски могут быть существенными, особенно в текущей экономической обстановке.

Эксперты сообщают, что около 85% новых компаний не выживают в первые пять лет своего существования, в то время как показатель разорения франчайзи составляет лишь 14–15% (согласно данным статьи "Тенденции франчайзинга в современной России" авторов Будариной Н. А. и Крилловой А. Н., 2020 г.). Франчайзинговые проекты, особенно в сфере быстрого питания и услуг, обычно показывают высокую выживаемость в экономические кризисы и периоды пандемий. Компании, такие как Subway, "Шоколадница", Papa John's, Cofix, "Хеликс", "ФИТ Автосервис" и другие, не только сохраняют стабильность, но и активно открывают новые предприятия.

Представленная в таблице информация о достоинствах и недостатках франчайзинга для франчайзи и франчайзера поможет разобраться в этом типе бизнеса. Франчайзи получает защиту от рисков начального этапа, оптимизацию затрат на рекламу благодаря "раскрученному" бренду, собственным рекламным кампаниям франчайзера, фирменной упаковке и презентационным материалам, а также получает поддержку со стороны франчайзера в обучении персонала, помощи при кредитовании и других проблемах. Однако свобода инициативы бизнеса ограничена условиями франшизы, затраты на ее покупку могут быть высокими, и франчайзи зависит от стабильности/нестабильности франчайзера.

Франчайзер, в свою очередь, может быстро запустить проект на новых рынках при минимальных затратах, минимизировать риски (они ложатся на франчайзи), экстенсивно развивать бренд и узнаваемость, а также получать доходы от продажи франшизы и роялти. Однако они могут столкнуться с недостатками, такими как потребность в выделении франчайзинга (развитие, менеджмент, контроль франчайзи) в отдельное направление работы компании, потерю конфиденциальности и проблемы с сохранением коммерческой тайны, а также соответствии программ учета и управления и затратами на обучение персонала франчайзи и контроль за соблюдением условий франшизы.

Как франчайзер, так и франчайзи знают, что наиболее перспективный бизнес - тот, который предлагает нечто уникальное для рынка, но при этом может быть стандартизированным и унифицированным. Именно поэтому образовательные, дизайнерские, финансовые, юридические услуги могут столкнуться с трудностями в развитии франчайзинга, поскольку бизнесу такого рода предпочтительнее использовать интенсивный путь развития.

Самые перспективные российские франшизы - рейтинг Forbes 2021

Определение «самые лучшие» франшизы является условностью в силу множества причин, поэтому правильнее будет выделить наиболее выгодные и востребованные среди потребителей франшизы. В летнем рейтинге 2021 года Forbes выделил 30 наиболее эффективных проектов, проведя анализ нескольких сотен российских франчайзеров, начавших работать по франшизе не менее трех лет назад и имеющих не менее 50 точек. Аналитики учитывали при оценке срок окупаемости новых проектов, рентабельность, среднюю годовую выручку точек и ROI. С учетом условий пандемии, количество закрытых точек в 2020 году в рейтинге Forbes не учитывалось.

На заметку

ROI (от англ. Return On Investment — возврат инвестиций) — коэффициент рентабельности инвестиций, иллюстрирующий уровень доходности или убыточности бизнеса, учитывая сумму сделанных в этот бизнес инвестиций. ROI обычно выражается в процентах, реже — в виде дроби Wikipedia.

Топ-5 компаний, франшиза которых предполагает инвестиции от 5 млн рублей, включает «ФИТ Автосервис», «2ГИС», Sun School, Papa John’s и Fix Price. Лидерами рейтинга в категории суммы инвестиций от 1 млн до 5 млн рублей стали IQ 007, «Этажи», «ПОЛИГЛОТИКИ», «ПОЗИТРОНИКА» и «Хеликс». Самые недорогие франшизы, инвестиции в открытие которых не превышают 1 млн рублей, заняли KIBERone, «Чемпионика», Gelateria Plombir, «Юниор», Ozon.

Стоимость известных российских франшиз сопоставима с ценой франшиз популярных зарубежных брендов. Это объясняется локальной высокой популярностью определенных региональных брендов, которая может быть даже выше, чем у победителей мировых франшизных рейтингов. Например, открытие франшизы сети кофеен «Шоколадница» потребует 2,5 млн рублей паушального взноса и 7% роялти, а покупка франшизы международной сети пиццерий Papa John’s подразумевает паушальный взнос 17 500 долларов, что равняется около 1,26 млн рублей, плюс 6% роялти от выручки.

Однако нужно помнить, что ни один рейтинг не дает гарантии успеха. Поэтому при выборе франшизы нужно провести анализ условий потенциального франчайзера, учитывая размер инвестиций, оплату паушального взноса и роялти, а также предполагаемый срок окупаемости. Необходимо рассматривать каждую компанию внимательно, так как размеры выплат различаются, и требования франчайзеров к своим партнерам могут также отличаться.

Специфика российского франчайзинга заключается в том, что не все отечественные франшизы соответствуют мировым стандартам. К сожалению, часто такое сотрудничество сводится до продажи бизнес-идей или дилерства, а не договора франчайзинга. К тому же российские правообладатели оказывают определенную лояльность, что может привести к дискредитации бренда.

Поэтому приобретение франшизы требует внимательности и вдумчивости. При подборе франшизы полезно обратиться в магазины франшиз, которые предлагают помощь при подборе наиболее подходящей франшизы, проверку бренда и подготовку документов. Однако нужно понимать, что в конечном итоге успех бизнеса зависит от ваших личных качеств и умений, а также от взвешенности выбора партнера.

* Материал не является публичной офертой, информация о стоимости актуальна на ноябрь 2021 года.

Фото: freepik.com

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш email не публикуется. Обязательные поля отмечены *