16.10.2021

Во Владимире поставили спектакль о Чернобыле в бывшем цеху Владимирской ТЭЦ

С Владимирским областным академическим театром драмы и его актерами мы в «ВВ» дружим уже давно.

С Владимирским областным академическим театром драмы и его актерами мы в «ВВ» дружим уже давно. И не просто зрительски встречаем все их премьеры и творческие эксперименты, а — на правах друзей — обычно знаем (наблюдаем в «закулисье»!), как начинается и каких усилий стоит каждое новое шоу — в рамках театра или самостоятельного проекта конкретных артистов и режиссеров. Но такого как «Чернобыль. Путешествие с ангелом» даже мы еще ни разу не видели.

Постапокалипсис с тепловыми пушками. Дело, прежде всего, в необычной для театра локации — это полуразрушенный цех на Большой Нижегородской во Владимире.

  Автор идеи и главный актер спектакля Александр Аладышев рассказал нам, как его «осенило» весной: «После пасхальной службы проснулся в 05.30 утра, представив себе огромный цех, много света и мужской православный хор. До этого я тоже часто размышлял о спектакле о Чернобыле, но - как о камерной постановке... А после этого озарения все закрутилось». 

Про «закрутилось» - речь о подборке возможной локации, раздумьях о финансировании, переговорах с потенциальной командой и работой над инсценировкой по книге Светланы Алексиевич «Чернобыльская молитва», куда потом Александр и его единомышленники добавляли цитаты из Достоевского, Евангелия и рассказы реальных ликвидаторов и участников тех событий: журналистов, врачей, ученых...

В режиссеры Аладышев пригласил своего друга Дмитрия Тишко, с которым у него уже есть в активе удачная работа - «Солнечная линия», где актер вместе с Аней Лузгиной отыгрывает настоящую семейную драму, почти мастер-класс по моральному уничтожению друг друга — при наличии любви, что часто делаем все мы, за закрытыми дверями. Кстати, «Солнечная линия» тоже идет в необычном - но по другому! - месте. 

Сразу поясним: в спектакле о Чернобыле нет «разбора полетов» в жанре «кто виноват?». Зато там есть люди — и каждый особенный. Кто-то своим мужеством, о котором сам говорит, как об обыденности. Кто-то не перестает думать об отце человека, нажавшего кнопку аварийной защиты (она не сработала), которого проклинали прямо на могиле сына. А кто-то живет в своем личном аду, тоскуя по маленькой дочке, умиравшей среди других «лысых девочек»... Речь в спектакле не об аварии, хотя она, по сути, коснулась всех и каждого, речь о каждом из нас, о том, что мы выносим из таких трагедий, как потом, пережив их, ведем себя с окружающими и начинаем ли понимать, что жизнь — одна, она короткая, бесценная и другой не будет, поэтому ничего не надо откладывать на потом. 

Примечательно, что на эту — осеннюю серию «Чернобыля» билетов не было уже за пару дней до первого спектакля. Но мы на него попали, явившись за три часа до Часа Х, посмотреть на предстартовые приготовления и пообщаться с создателями.

Локация (цех экс-ТЭЦ) впечатлила сразу — невероятный по визуалу постапокалипсис, холодный до промозглости (не зря всем рекомендовали одеваться теплее). Для символического изображения «зоны отчуждения» - то, что надо. Кстати, как потом выяснилось, банальные дыры в стенах и в окнах, чтобы зрителей вообще не сдуло, ребята заделывали сами — Александр, Дмитрий, их друзья и волонтеры. 

Сразу бросилось в глаза изобилие техники: осветительного и звукового оборудования по всему периметру площадки с живописными завалами и провалами, а также расставленные тут и там тепловые пушки, большая часть которых направлялась именно на зрительскую зону и на момент нашего прихода еще не работала. 

Спрашиваем у возящихся с оборудованием ребят: «Где Александр?». Они пожимают плечами и продолжают работать, обмениваясь только им понятными, техническими репликами. Один на минуту отвлекся, я этим воспользовалась. Оказалось, инженер по видеопроекции Илья Любимов, задача которого — крупно держать на экране лицо Аладышева, когда тот по ходу истории будет далеко от зрителей. 

Вторым человеком, кого я «поймала» в ожидании актера, оказался технический директор спектакля Алексей Катков, он представляет компанию, которая обеспечивает звук и свет на площадке. 

По его словам, готовить решения начали еще в июле, после того, как Александр прислал фотографии и описание техзадания. А непосредственно на месте возводить все начали 2 октября. «С того дня практически живем тут, сутками, - улыбается Алексей. - Но оно того стоит. Интересно». 

Тем временем в цех буквально влетает Александр Аладышев, пулей мчится к режиссеру, отмахнувшись «потом-потом» от моего «а поговорить» и сразу же занявшись переодеванием в очень колоритные одежки...

От эха до 3D. Также, пока мы общались с Алексеем, мимо — к пульту режиссера - пробежал высокий молодой человек в монашеском плаще из холстины. Спрашиваю собеседника: «Кто это? Один ведь актер в спектакле?». Оказалось — композитор, Иван Гребенщиков. Бегу за ним. Ему всего 28, но музыку он пишет с шести лет. В «Чернобыле» звучит его живая музыка, причем, часть — на синтезаторе, гуслях и блокфлейте — он исполняет сам. Спрашиваю Ивана: «Насколько сложно было соединить в одном пространстве свои музыкальные идеи, исходя из пожеланий режиссера, с исполнением молитв православным хором?».

«Нормально, - улыбнулся композитор. - Это обычный рабочий процесс. Только масштабнее многих, и речь в монологах переживших идет про их личный апокалипсис и про обретение Бога внутри себя». 

Отхожу от Ивана к своей сумке, брошенной у тепловой пушки, которая — о, вот оно - счастье! - заработала, обдав меня волшебным жаром и лицом к лицу сталкиваюсь с Антоном Пахомовым, руководителем хора Спасо-Евфимиева монастыря, который тоже — важнейшая часть этой постановки. И первое, о чем я его спрашиваю — зачем этот проект хору? 

«Мы дружим с Александром, это была его просьба, - говорит Антон. - Но будь проект ерундой, мы бы в нем не участвовали. Первое, что я сделал, уточнил в Епархии ее отношение к будущему спектаклю, к его идее. И получил благословение. Потому что идея хорошая. Это история, это память... Я бы сравнил эту постановку с молебном, посвященным памяти людей, которые отдавали свои жизни и здоровье, часто даже не зная о последствиях воздействия  радиации. Мы в этом спектакле — как участники и как вокально-инструментальный фон, который поддерживает звучанием многие монологи». 

Отвлекаемся с Антоном на жужжание — над нами пролетает коптер. Кричу Саше, который уже в костюме и в яме посреди площадки — явно готовится к прогону основных сцен: «Саш, а у дрона в спектакле какая задача?». «В спектакле никакой», - интригует артист. 

Спрашиваю Антона: «Но как здесь петь? Холод же!». Он уверяет, что, как ни странно, акустика в цехе очень даже естественно-приличная, хотя холод, конечно, мешает и вызывает опасения. Поэтому возле площадки, где располагается хор, все же поставили бесшумные обогреватели, а сами участники запаслись термобельем и согревающими стельками - в обувь, потому что если Аладышев — по ролям — более-менее двигается (на момент репетиции я еще не знала, что актер не просто играет один из эпизодов с голым торсом, но еще и обливается водой), то хор находится в постоянной - стационарной позиции. А стоять на такой температуре больше часа — это чревато для голоса, если, конечно, не подготовиться. «Надеюсь, ресурсов у нас хватит на все премьерные спектакли», - говорит Антон. 

Хор, кстати, поет в микрофоны, чтобы зрители слышали даже тихие места молитв. 

Когда Антон с коллегами перешли в свою локацию — репетировать, я практически прижалась к работающей тепловой пушке, пока ее не выключили, давая остыть для работы прямо перед спектаклем. Но зато удалось добраться до режиссера, отвлечь его от процесса и спросить, над чем сложнее было работать — над «Солнечной линией» или над «Чернобылем»? Дмитрий Тишко говорит, что их и сравнивать нельзя. Если в «Солнечной линии» - больше драмы, эмоций, то есть — актерской работы, то здесь, прежде всего, пришлось разрешать массу технических и организационных нюансов. 

Кстати, проект осуществляется за счёт гранта Фонда культурных инициатив 2021 (размер гранта - 2 626 574 рублей, а софинансирование - 1 263 950 рублей, с ним, насколько мы знаем, помогли спонсоры и друзья). Но Дмитрий говорит, что работать над спектаклем команда начала еще до гранта, решив ставить его в любом случае. Но грант облегчил многие задачи. 

Спрашиваем режиссера: «Но что с гастролями? Если спектакль стоит того, чтобы его увидели как можно больше людей, его надо показывать. А как? Допустим, заброшенные цеха можно найти в любом относительно большом городе СНГ. Но каждый раз складывать этот пазл — с арендой оборудования, его настройкой под конкретную площадку?». 

«Именно так, - признает режиссер. - Этот технический момент очень дорогой. Даже по звуку у нас были опасения: огромное пространство — и эхо. Нашей задачей было сделать так, чтобы зрителям комфортно было слушать. В итоге по факту получился звук  3D.  Насчет гастролей — действительно, сложно, но не невозможно. Хотелось бы чаще. Но зима по понятным причинам отпадает. Следующий показ мы планируем на апрель-2022, на день, когда взорвался реактор ЧАЭС».

Хочешь помочь? Рисуй!

«Я знаю, что многое здесь сделано руками самой творческой группы. Что вы тоже занимались законопачиванием дыр...».

«Занимался, - улыбается Дмитрий. - А потом дома у Саши репетировали на кухне. Так и переключались с одного на другое. Он очень хороший актер, с которым комфортно работать».

«Даже здесь и сейчас? - улыбаюсь в ответ. - Когда Саша явно нервничает перед премьерой и когда вы уже какой день работаете в состоянии умеренной гипотермии? Кстати, вы где-то приложились пуховиком к пыльному бетону».

«Да, даже сейчас. Вы же видите, что он четко слушает и выполняет, что я ему говорю. А пуховик этот он мне выделил. Я не подготовился, не предполагал, что приеду во Владимир и буду работать в таком холоде». 

Тут к нам подошел Аладышев с маркерами. Дальше — забавный диалог.

«Дим, давай-ка ты мне спину разрисуешь пятнами от радиации!».

«Неа. Не умею рисовать, проси Ивана». 

«Иван музыкант, а не художник». 

«Все лучше, чем я». 

Тут у артиста падает взгляд на меня: «О, давай ты нарисуешь».

«Упс. Давай, если хочешь. Но из меня художник, как из травы — пуля».

Тут-то и спасло положение явление вовремя вышедшего из-за декорации Владимира Чучадеева, который все это время не переставал снимать приготовления к премьере. Показав на него, я радостно выдала: «У нас Володя — настоящий художник! Он нарисует!». И вот этот процесс фотографировала уже я.

Александр самым сложным в этой работе называет физическое приведение в порядок площадки. Хотя помогали многие люди (как и с идеями, и с финансированием, и с информационной поддержкой). 

«Организационно мы сами не ожидали, что нас ждет. На определенном этапе даже казалось, что все это — утопия, которую реализовать невозможно. Но все равно было ощущение, что мы в правильном потоке, который приведет к результату, если просто делать, что нужно. Вот мы и делали в режиме «24 на 7», несмотря на огромное количество проблем».

А вот творческую часть актер называет «наслаждением», не уставая говорить хорошее о работавших с ним людях. 

Мои сомнения о гастрольных перспективах Аладышев развеял: «Спектакль задуман так, чтобы его можно было перенести в любое соответсвующее пространство. И мы в принципе можем играть его на разных площадках. Уже ищем их в Питере, в Москве, в Екатеринбурге. Очень хотим расширить этот проект». 

P.S.  Одно из обязательств по гранту - создание, трансляции и показы видеозаписи спектакля «Чернобыль. Путешествие с ангелом» в образовательных учреждениях, так что аудитория у него априори будет шире, чем те, кто успел увидеть его сейчас. 

Автор: Марина Киселева Заголовок в газете: Зона незабываемого

Последние новости

Во Владимирской области снижается заболеваемость коронавирусом

За прошедшую неделю подтверждено 63 случая ковида . Фото: Олег ЗОЛОТО Во Владимирской области снижается заболеваемость коронавирусом.

Во Владимирской области за неделю коронавирусом заболели 64 человека

На территории Владимирской области зафиксировано снижение заболеваемости коронавирусом.

Артериальная гипертензия или как нормализовать давление

Артериальное давление (АД) – один из важнейших показателей работы сердечно-сосудистой системы.

Card image

Как найти и использовать действующие промокоды для скидок

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш email не публикуется. Обязательные поля отмечены *