Победитель конкурса «Щелкунчик» из Владимира впервые взял в руки скрипку в три года
Фото: Предоставлено Владимиром Пановым В декабре «ВВ» сообщили, что 12-летний скрипач из Владимира Глеб Панов стал победителем в одной из номинаций престижного Международного телевизионного музыкального конкурса «Щелкунчик».
- Глеб, как получилось, что выбрал именно скрипку?
- Я с рождения слушал классическую музыку дома, - старший брат играл на скрипке и фортепиано. За фортепиано меня сажали с очень раннего возраста, я нажимал на клавиши и слушал ноты. А вот скрипку в руки не давали. Мне не было еще четырех лет, когда в музыкальной школе одна девочка дала мне подержать её скрипку. Я вцепился в скрипку и не хотел отдавать. Это было как раз перед Новым годом. И родители пообещали, что на Новый год Дед Мороз подарит мне скрипку. Он мне скрипку подарил, и я начал учиться играть. Одновременно я учился и на фортепиано. И в музыкальной школе занимался на этих двух специальностях. Занимался еще и вокалом, но скрипку любил больше всего.
- Сначала ты занимался в музыкальной школе во Владимире, а с 2020 года учишься в Москве. В чем увидел главную разницу между этими школами?
- Наверное, музыкальная школа во Владимире дает первоначальные знания. Преподаватели учили нас азам игры на инструментах, прививали любовь к музыке. Занятия проходили в спокойной, непринужденной, как бы «домашней» обстановке. А в Москве, в школе-колледже имени Гнесиных, обучение скорее профессиональное. После 11-го класса мы получим диплом о двух профессиях - артиста и преподавателя. То есть можно будет и выступать на профессиональной сцене, и преподавать в музыкальных школах. Поэтому у нас в Гнесинке учителя очень требовательные, строгая дисциплина, домашние задания всегда надо выполнять старательно.
- Как строится твой обычный учебный день в Гнесинке?
- Учебный день в школе-колледже Гнесиных проходит почти как в обычной школе: у нас есть и математика, и русский, и литература, и история. И физкультура тоже. Но музыки у нас в расписании намного больше: уроки по специальности, сольфеджио, музыкальной литературе, теории музыки, нас учат читать ноты с листа, есть занятия в ансамбле. А в старших классах будут еще гармония и оркестр. Преподаватель дает домашние задания, поэтому по два-три часа каждый вечер занимаюсь.
- Расскажи о своем педагоге.
- Мой преподаватель Татьяна Семеновна Беркуль - лучший педагог. Она - заслуженная артистка России, профессор Московской консерватории имени Петра Ильича Чайковского. У нее мечтают учиться многие музыканты, на ее мастер-классы приезжают дети и преподаватели со всей страны. У Татьяны Семеновны очень высокие требования к своим ученикам. По себе знаю. Стараюсь требованиям соответствовать.
- Произведения каких композиторов тебе больше нравится исполнять?
- Меня привлекают произведения композиторов эпохи романтизма - Чайковского, Мендельсона, Шопена, Венявского. Романтики передают в музыке личные переживания, у них на первом плане выступает человек со своими чувствами. Мне это близко.
- Подготовка к конкурсам и участие в них – что это дает тебе как музыканту?
- Конкурсы очень важны. Для них надо более тщательно отбирать и готовить программу, оттачивать штрихи, следить за качеством исполнения. Мой педагог говорит, что подготовка и участие в конкурсах повышает уровень моего исполнительского мастерства, заставляет контролировать свою игру, а я получаю опыт выступлений перед публикой.
- Волнуешься, когда выходишь играть перед жюри, зрителями, телекамерами?
- Когда я выхожу на сцену и начинаю играть, то всегда немного волнуюсь, даже когда хорошо подготовил и тщательно отработал произведение. Но начинаю играть, волнение пропадает, и я полностью погружаюсь в музыку.
- В чем главная сложность, когда выступаешь с оркестром?
- Надо быть очень внимательным и соблюдать ритм при исполнении. Ведь когда выступаешь с концертмейстером и немного с ним «расходишься», он может как бы «подхватить» тебя, подстроиться под твой ритм. А с оркестром «разойтись» нельзя!
- Какие у тебя впечатления от работы с нашим Губернаторским симфоническим оркестром?
- Владимирский губернаторский оркестр под управлением Артема Эдуардовича Маркина я считаю лучшим из оркестров. Это мой любимый оркестр. Когда мне было восемь лет, я впервые выступил с ним в качестве солиста. Мы исполняли «Грозу» Вивальди. Были и два выездных концерта. А еще в этом оркестре играет мой владимирский педагог Екатерина Константиновна Меркулова, у которой я занимался скрипкой до поступления в Гнесинку.
- В чем заметил основные отличия между телевизионным конкурсом «Щелкунчик» и другими конкурсами?
- «Щелкунчик» - это самый крутой конкурс юных исполнителей из тех, на которых я выступал. Там все обставлено ярко и сказочно, атмосфера праздника. Очень интересно было познакомиться и выступать с лучшими ребятами -узыкантами из разных стран мира.
- Случались ли во время выступлений, конкурсов какие-то непредвиденные ситуации?
- Вспоминается один курьёзный случай. Несколько лет назад мне вручали грамоту стипендиата «Надежды земли Владимирской». В финале этого торжественного мероприятия я должен был сыграть с губернаторским оркестром. Награждение проводила губернатор Светлана Юрьевна Орлова. Церемония была долгой, и я очень устал. Когда объявили выступление с оркестром, я замешкался и не успел вовремя вступить. Пришлось «догонять» оркестр.
- А какие еще предметы кроме музыкальных тебе нравятся? Чем увлекаешься помимо музыки?
- Да, специальные музыкальные предметы требуют много сил и времени. Но мне еще очень нравится история - история России, зарубежных стран, мировой культуры.
Люблю рисовать. Когда бываю в летнем лагере «Новых имен» в Суздале, стараюсь по возможности заниматься не только вместе с музыкантами, но и с художниками, хожу с ними на пленэры и участвую в их выставках. В свободное время, а оно бывает нечасто, играю во дворе в футбол с ребятами. В зимние каникулы катаюсь на лыжах в парке «Дружба».
- Твердо уже решил, что станешь профессиональным музыкантом? Или думаешь и о другой профессии?
- Конечно, я мечтаю стать профессиональным музыкантом, скрипачом. Но одновременно хотел бы получить образование музыковеда и искусствоведа, эти профессии мне тоже очень нравятся.
- Какие у тебя главные планы в наступившем году?
- В наступившем году я хотел бы уделить больше внимания технической стороне при исполнении произведений, выступать на концертах. Мечтаю о скрипке более высокого уровня, ведь у скрипачей звук очень зависит от инструмента. У меня скрипка хоть и старая, но «мануфактурная», а не «мастеровая». Много из нее не выжмешь...
- Желаю новых успехов, Глеб!
Автор: Александр ИзвестковПоследние новости
Новые возможности для студентов медицинского колледжа Владимира
Медицинский колледж открывает новые горизонты для своих студентов.
Правовое просвещение в городе Владимире
Сотрудники прокуратуры провели встречу по вопросам дистанционного мошенничества.
Аттестация молодых прокуроров завершилась успешно
Два молодых специалиста получили возможность продвигаться в своей карьере.
Частотный преобразователь
Подбираем решения под ваши задачи с учётом особенностей оборудования и требований