«Я верю в силу разумного человеческого слова»
160 лет назад родился философ, публицист, общественный и земский деятель, первый выборный ректор Московского университета, князь Сергей Николаевич Трубецкой.
160 лет назад родился философ, публицист, общественный и земский деятель, первый выборный ректор Московского университета, князь Сергей Николаевич Трубецкой. К этой дате приурочена книжно-иллюстративная выставка «Я верю в силу разумного человеческого слова» , на которой представлены работы С. Н. Трубецкого, воспоминания о нем и статьи о его деятельности.
Когда, впервые в русской истории, император принял делегацию земских и городских деятелей, Сергей Трубецкой произнес яркую и смелую речь о необходимости народного представительства, свободы печати и гражданского мира.
Княжеский род Трубецких дал миру в конце XIX – начале XX века трех выдающихся мыслителей. Это Сергей Николаевич Трубецкой, философ и историк философии (1862–1905); Евгений Николаевич, его брат, также философ (1863–1920); Николай Сергеевич (1890–1938) – филолог и философ, основоположник евразийского учения, сын Сергея Николаевича. Такое блестящее созвездие, конечно, не случайность, т.к. род Трубецких многократно заявлял о себе в русской истории.
Старшим в философской династии был Сергей Николаевич. Он ушел из жизни рано, в возрасте 43 лет, но успел сделать для отечественной университетской культуры не меньше, чем сделал для русской литературы 37-летний А. С. Пушкин.
1862–1894 годыСергей Николаевич Трубецкой родился 4 августа 1862 года в Москве в семье мецената и музыковеда, соучредителя Московской консерватории Николая Трубецкого Детство провел с многочисленными братьями и сестрами в подмосковном имении Ахтырка. В 1874 году он вместе с братом Евгением поступил в частную гимназию Ф. И. Креймана, а в 1877 году – в Калужскую мужскую казенную гимназию, куда переехала семья в связи с назначением отца семейства вице-губернатором.
Князь Николай Петрович Трубецкой, отец С. Н. Трубецкого
Имение Трубецких Ахтырка на приукрашенной литографии середины XIX века.
Братья Трубецкие — Сергей Николаевич и Евгений Николаевич. Москва, 1866 г.
Интерес к философии возник у Трубецкого еще в юношеском возрасте. Как и его младший брат Е. Н. Трубецкой , он испытал влияние позитивизма и нигилизма. Но вскоре, благодаря чтению сочинений немецких идеалистов, славянофилов и своего старшего друга В. С. Соловьева, освободился от своего юношеского увлечения.
В 1885 году он окончил Московский университет и был оставлен на кафедре философии для подготовки к профессорскому званию. В следующем году он сдал магистерские экзамены и с 1888 года стал читать лекции в качестве приват-доцента.
После женитьбы в 1887 году на княжне Прасковье Владимировне Оболенской он в основном занимается преподавательской и творческой деятельностью.
Сергей Николаевич Трубецкой
Евгений Николаевич Трубецкой
Семья Сергея Николаевича Трубецкого. Жена Прасковья Владимировна, дети — Мария, Владимир (в центре), Николай. Середина 1890-х годов.
В 1889 году он защитил магистерскую диссертацию «Метафизика в Древней Греции».
Метафизика в Древней ГрецииКлассический труд видного русского философа Сергея Николаевича Трубецкого представляет собой систематическое изложение истории древнегреческой философии, главным образом до Сократа. Этот период все еще остается недостаточно исследованным в отечественной литературе, и работа С. Н. Трубецкого до сего дня является одной из основополагающих при изучении истории философии. На выставке представлены издания 1890 и 2010 г.
В 1890 г. выходит в свет программная работа С. Н. Трубецкого «О природе человеческого сознания», в которой он пытается ответить на вопрос не только о природе сознания, но и его познавательных способностях. В частности, он ставит следующий вопрос: «Как возможно познание объективной, реально существующей природы, если наше сознание субъективно?»
Учение о Логосе в его историиВ 1900 году – защитил докторскую диссертацию «Учение о Логосе в его истории» и получил должность экстраординарного профессора. Современники отмечали, что защита диссертации вызвала широкий интерес. Накануне защиты был распродан весь тираж его книги.
Сама защита прошла блестяще и Сергей Николаевич писал:
…диспут мой сошел весьма гладко и даже с успехом
Когда Сергей Николаевич закончил свою речь, в зале раздался гром рукоплесканий. Диспут продолжался более 4 часов, и, несмотря на некоторое утомление, все с интересом слушали Трубецкого, который
говорил мастерски, вполне спокойно и речь лилась рекой. Очень было интересно, что он говорил и как возражал Из письма матери философа княгини С. А. Трубецкой княгине М. Н. Гагариной.Последователь русского философа В. С. Соловьева, Трубецкой особое внимание уделял вопросам соотношения и взаимосвязи философии и религии, обоснованию христианского вероучения, в том числе вопросам бессмертия.
В своей докторской диссертации он с симпатией и в то же время критически исследовал концепцию, согласно которой греческая философия подготовила человечество к восприятию христианства. В ней он выразил преодоление категоричности эмпиризма, рационализма и мистицизма через единство их подходов к изучению бытия, отведя каждому свое место:
«Чувственное восприятие открывает нам мир явлений, наш разум постигает идеи – законы, которым подчинен этот мир. Но истинная реальность – сущность явления – есть мир живых субъектов». Левицкий С. А. Сергей ТрубецкойГлавная идея заключается в выяснении оснований миросозерцания, основанного на признании разума как объективного трансцендентального начала, заключающего в себе смысл жизни и истории.
Основания идеализмаВ 1896 году вышла большая работа С. Н. Трубецкого «Основания идеализма» , где изложены результаты многолетних размышлений Трубецкого и раскрыты принципы его учения, которое он характеризовал как «конкретный идеализм», в противоположность отвлеченному идеализму немецкой классики.
С обеими работами Трубецкого можно ознакомиться в книге «Учение о Логосе и его истории».
Исследования в области античной философииВ книге собраны работы Трубецкого по исследованию античной философии и религии.
В работе «Протагор Платона и связи с развитием его нравственной мысли» автор прослеживает эволюцию взглядов великого древнегреческого философа и последовательно анализирует его диалог «Протагор» , пытаясь найти ответ на вопрос, поставленный еще В. С. Соловьевым: как объяснить гедонистичесую направленность данного произведения, если сам Платон никогда не был сторонником этого учения?
Работа «Филон и его предшественники» посвящена исследованию взглядов еврейско-греческого религиозного мыслителя и богослова Филона и его предшественников – представителей александрийской религиозной философии. Рассмотрено учение Филона о Боге и Его силах, учение о Логосе, как высшей посредующей силе между Божеством и миром, психологическая этика Филона и его литературная деятельность.
Статья «Новая книга по истории греческой религии» представляет собой обзор книги современника С. Н. Трубецкого, немецкого филолога Эраина Роде, которая заключает в себе полный очерк развития греческих верований и представлений о душе и загробной жизни.
1895–1905 годыС 1904 года – С. Н. Трубецкой ординарный профессор. Он читал почти все историко-философские курсы: философию Отцов Церкви, историю древней философии, историю новейшей философии, историю христианской мысли в первые века, философию Платона и Аристотеля.
Курс истории древней философииЭто один из лучших российских учебников по истории древнегреческой философии, выдержавший три издания в течение десяти дореволюционных лет. В книге в качестве приложения публикуются статьи князя С. Н. Трубецкого по той же тематике и уникальные фотографии из семейного архива князя Андрея Владимировича Трубецкого.
Летом 1895 года Сергей Николаевич Трубецкой поселился вместе с семьей в имении «Узкое». Его сыновей, Николая и Владимира, увековечил здесь их двоюродный дядя, знаменитый скульптор Паоло Трубецкой, который также посетил Узкое в 1895 году.
П. П. Трубецкой. Скульптура «Дети Трубецкие» (Владимир и Николай). 1900 год.
С 1902 года Трубецкой был утвержден в чине статского советника. В 1903 году командирован за границу. В 1904 году получил греческий орден Спасителя 4-й степени.
Профессор философии и первый выборный ректор Московского Университета – он так же был редактором журнала «Вопросы философии и психологии» (1900–1905).
После того, как Николай II указом от 27 августа 1905 года ввел «Временные правила об управлении высшими учебными заведениями Министерством народного просвещения», Совет университета 2 сентября избрал ректором 43-летнего князя С. Н. Трубецкого. Это было ярким выражением того авторитета, которым пользовался он в коллективе университета. Однако это не остановило студенческих волнений, лишавших возможности вести нормальные занятия и 22 сентября Трубецкой принял решение закрыть университет, чем, однако, еще более накалил обстановку.
29 сентября в помещении Министерства народного просвещения у него произошло кровоизлияние в мозг, от которого он скончался. Похоронен Сергей Николаевич Трубецкой в Москве на кладбище Донского монастыря.
Санкт-Петербург. Похороны князя Cергея Николаевича Трубецкого. 1905 год.
Медальон в память о смерти С. Н. Трубецкого
История русской философииВ. В. Зеньковский в книге «История русской философии» характеризует С. Н. Трубецкого следующим образом:
Кн. С. Трубецкой может быть назван, без умаления его оригинальности, последователем Вл. Соловьева – так много он обязан последнему. Можно сказать без преувеличения, что в своих исходных философских вдохновениях кн. С. Трубецкой всецело зависел от Соловьева. Однако ближайшее знакомство с творчеством С. Трубецкого убеждает в том, что влияние Соловьева имело лишь «вдохновляющий» характер, пробуждая собственные интуиции у нашего философа; во всяком случае, принимая ряд идей Соловьева, С. Трубецкой всегда обосновывает их по- своему. В этих, если можно так сказать, «вторичных» построениях как раз и выявляется оригинальность С. Трубецкого, который всегда и во всем остается самим собой. Будучи превосходным специалистом в области греческой философии, а также имея богатейшие знания по истории религии, С. Трубецкой не любил высказывать тех своих философских идей, которые он еще недостаточно выносил в себе и для обоснования которых у него еще не определились бесспорные для него самого аргументы (самое любопытное свидетельство чего мы находим в учении о Софии – см. об этом дальше). Но зато те идеи, которые он защищал, он развивал всегда оригинально и с той убежденностью, которая свидетельствует о глубоком проникновении в душу этих идей. Зеньковский В. В. Князь Сергей Николаевич Трубецкой С. Н. Трубецкой в историографииЛичность князя С. Н. Трубецкого практически не рассматривалась в отечественной историографии. В историографии не существует ни одного специального монографического исследования, посвященного изучению общественно-политических воззрений и деятельности С. Н. Трубецкого.
Вскоре после его смерти появилось большое количество статей, носивших в основном характер некрологов и мемуаров.
МемуарыУникальную возможность для иллюстрации и оценки личностных качеств С. Н. Трубецкого, в выяснении его истинной роли в общественной жизни России дает изучение мемуарной литературы. Подавляющим большинством мемуарной литературы Сергей Николаевич Трубецкой характеризуется как один из виднейших российских либералов, пользовавшийся несомненным авторитетом в разных общественных кругах. Но некоторые авторы попытались дат ь характеристику общественно-политических взглядов С. Н. Трубецкого.
Лопатин Л. М. Князь С. Н. Трубецкой и его общее философское мировоззрениеТак, ближайший друг и сподвижник, известный философ и психолог, профессор Московского университета Л. М. Лопатин в статье «Князь С. Н. Трубецкой и его общее философское мировоззрение», опубликованной в книге «Философские характеристики и речи» отзывался о нем как об убежденном конституционалисте и столь же убежденном монархисте. Он довольно подробно анализирует становление Мировоззрения Трубецкого и его деятельность в Московском университете. Но главной целью публикации явился анализ философского наследия С. Н. Трубецкого. Поэтому многие аспекты его общественной деятельности, так же как и его политические воззрения, остались вне поля зрения автора
Вопросы философии и психологииВ 1906 г., в первую годовщину после смерти С. Н. Трубецкого, вышел очередной выпуск журнала «Вопросы философии и психологии», целиком посвященный его памяти. В помещенных на его страницах статьях А. А. Мануйлова, П. И. Новгородцева, В. М. Хвостова, С. А. Котляревского и других в основном речь шла о личных качествах Сергея Николаевича, затрагивались основные вехи его общественной и политической деятельности. По единодушному мнению всех авторов, С. Н. Трубецкой был незаурядной личностью, много сделавшей для университетского образования в России. Но подробного анализа общественно-политической деятельности С. Н. Трубецкого в этих статьях не делалось.
Один из наиболее близких и верных помощников С. Н. Трубецкого из молодежной среды, долгое время, являвшийся секретарем студенческого историко-философского общества при Московском университете, а в последствие – видный искусствовед и реставратор А. И. Анисимов довольно подробно и красочно осветил взаимоотношения своего учителя и наставника с московским студенчеством. Он показал роль С. Н. Трубецкого в создании Историко-филологического общества, уделил внимание его борьбе за автономию университета. Особую значимость этим мемуарам придает, то, что автор включил в них отрывки подлинных документов: фрагменты стенографических записей, листовок и т. п. Но, как признался сам автор,
я не считал себя ни в праве, ни в силах высказывать своих общих взглядов хотя бы на одну сторону деятельности такой личности ка С. Н. Трубецкой, так как находился под непосредственным впечатлением от общения с ним.
Анисимов А. И. Князь С. Н. Трубецкой и московское студенчество
Арсеньев Н. С. Дары и встречи жизненного путиВ 1955 г. в Нью-Йорке вышла книга воспоминаний видного русского ученого-исследователя Н. С. Арсеньева «Дары и встречи жизненного пути». Эти мемуары отличает особый подход к личности С. Н. Трубецкого. Отойдя от стереотипов, присущих этому литературному жанру, он особое внимание уделил философским воззрениям Трубецкого, а его общественно-политические позиции затрагивались мельком. Мемуарист делает вывод, что политической программой Сергея Николаевича «было мирное, свободное строительство, движение вперед и укорененность в духовном наследии предков, свобода и порядок, либеральные реформы, решительные и смелые, при сохранении связи с русской исторической традицией». На выставке представлено издание 2013 г.
С выставкой «Я верю в силу разумного человеческого слова» можно познакомиться на 3 этаже
в Центре открытого доступа в Интернет с 2 августа по 1 сентярбя.
Обзор подготовлен информационно-библиографическим отделом
Владимирской областной научной библиотеки
г. Владимир, ул. Дзержинского, д. 3
За консультациями обращайтесь в информационно-библиографический отдел библиотеки
Тел. 32-26-08 E-mail: [email protected]
Последние новости
Новые возможности для студентов медицинского колледжа Владимира
Медицинский колледж открывает новые горизонты для своих студентов.
Правовое просвещение в городе Владимире
Сотрудники прокуратуры провели встречу по вопросам дистанционного мошенничества.
Аттестация молодых прокуроров завершилась успешно
Два молодых специалиста получили возможность продвигаться в своей карьере.
Преобразователь частоты
Все преобразователи проходят контроль и имеют сертификаты с гарантией