Владимирский доктор добрался до Арктики на мотоцикле и объехал половину российской тайги
Сергей Евченко, один из самых уважаемых врачей Владимирской области, заведующий урологическим отделением БСП города Владимира, путешественник с огромным стажем.
Мы встретились с Сергеем Евченко, чтобы выяснить, почему он никогда не променяет российскую тайгу ни на какие Мальдивы. А в качестве иллюстраций к материалу сегодня — только его фотографии из мест, где легче встретить медведей, чем второго человека.
Морошка для Джека. Компанию в таких поездках Сергею Евченко обычно составляет либо сын Дмитрий, либо кто-то из друзей-единомышленников, либо пес сына - лайка Джек.
На вопрос «Почему вы так любите именно дикие, необитаемые места?» Сергей отвечает сначала смеясь: «А я с детства старался куда-то удрать», но потом серьезно: «Сколько себя помню, всегда хотел заглянуть за горизонт».
В одной из таких поездок (кстати, байкерской) к горизонту несколько лет назад наш герой вместе с другом добрался аж до Арктики.
«Но там же вечная мерзлота! А вы - на мотоциклах! Как?».
«Вышло, кстати, интересно. Когда мы выехали, это было 3 июня, в Суздале снег пошел. Добрались до севера Вологодской области — там вообще подмораживать стало. Настолько, что нам пришлось ехать по обочине, чтобы не занесло. А в Карелии тем временем — плюс. Едем по тундре, дорога тает, а кругом — море снега».
В этом году весь свой отпуск Сергей Евченко посвятил Северной Карелии, омываемой Белым морем, одному из излюбленных своих мест на Земле. «Раз пятьдесят выезжал именно туда».
При этом говорит, что никогда не ездит снова в одно и то же место. Пересечься его маршруты могут, но повториться — ни в коем случае.
«Мы живем так недолго, поэтому нужно успеть увидеть как можно больше», - говорит Сергей.
Принципы нашего путешественника — не оставлять после себя мусор (ни фантика!) и никоим образом не вредить природе. Кстати, он даже запасов никаких не делает — не везет домой из тайги ни ягоды, ни грибы, ни рыбу... А вот восьмилетний Джек, будь его воля, наверняка бы насобирал домой морошки: пес, по словам Сергея, просто влюблен в эту ягоду — лопает ее прямо с кустов.
Палатки класса «комфорт». От путешествий на мотоцикле наш собеседник в последние годы, по его словам, отошел — предпочитает добираться до места на автомобиле со всем необходимым (палатки, моторная лодка, каяк, припасы для себя и Джека и т. п.). Уверяет, что сейчас туристическая промышленность (причем, отечественная) шагнула далеко вперед. Настолько, что есть возможность за разумные деньги купить все необходимое, чтобы обеспечить себе комфортные привалы даже в диких местах.
Например — отапливаемой палаткой с раскладушками (комментарий Сергея Евченко - «Там максимум комфорта!», и, судя по фото палатки, так и есть). Или специальной палаткой-баней, которую очень легко быстро просушить. Продуктовыми запасами — хорошей питательности и замечательного вкуса, которые легко приготовить на походной же плите: от супов и каш до рагу и буженины. Компактными брикетами для отопления печки, чтобы не приходилось рубить деревья или собирать ветки. Бензогенератором. Специальными экспедиционными ящиками (вместо пакетов и сумок), предназначенными для сохранности техники и продуктов. «Сейчас такого рода туризм организуется совсем иначе, чем люди непосвященные привыкли считать», - уверяет Сергей.
О своем постоянном компаньоне Джеке он говорит только в превосходных тонах: «Умнейший пес. Просто как человек. Вообще-то он — собака сына. Дима его воспитал. Но Джек был моим ему подарком. И я, кстати, всем отцам мальчишек это рекомендую: когда наступает самый непростой этап подросткового возраста, парню нужна собака! Потому что собакой нужно заниматься, она очень стимулирует думать не о себе и приучаться отвечать за живое существо рядом. Дима прекрасно с этим справился, водил Джека в школу, учил, воспитывал... Пес у нас просто невероятный. А в поездках для меня Джек не просто товарищ, в диком варианте путешествия он еще реально — глаза и уши».
Там где кроссовер не пройдет, всегда «уазик» просочится?
Про «дикий вариант» - это не фигура речи. Речь действительно о местах, далеких не только от привычных туристических маршрутов, но даже от самых отдаленных от цивилизации населенных пунктах.
Дорог туда нет — даже плохих, поэтому алгоритм путешествия обычно выглядит так: на автомобиле с прицепом добраться до Лоухского района Карелии, а уже оттуда местный друг-егерь на «уазике» забрасывает Сергея и Джека с их припасами на территории, куда ни кроссовер, ни даже джип не проедет.
«Однажды добирались на «уазике» до нужного места около пяти часов, так Джек не выдержал всей этой тряски и укачивания и буквально взвыл, как мы поняли - «выпустите меня отсюда», - смеется Сергей Евченко. - Выпустили. Он действительно предпочел дальше самостоятельно бежать по бродам и буреломам».
Единственные фрагменты карельских поездок, куда Сергей не берет с собой Джека, - плавания на каяке. При управлении этим плавсредством расслабиться нельзя абсолютно. А необходимые вещи от сплава до сплава приходится доносить по волоку. У Сергея Евченко на волок (чтобы перенести все) обычно хватает трех ходок, а в третью он берет и несет сам каяк. В одной из таких поездок на озеро Кукас (его еще называют «карельским Байкалом») как раз на этапе двухкилометрового волока каяка к скальнику, где разбил свой лагерь, он и встретил медведя. Увидел его первым. Вернее, голову зверя. Мишка мирно кушал голубику.
«Я уже тогда знал, что самое плохое — это напугать медведя, - говорит Сергей. - Поэтому замер. Между нами было метров сорок. Но он все-таки меня услышал, потом повернулся, увидел и — резко вниз... Я решил, что он встал на все лапы и бежит ко мне — они так нападают. От потрясения даже забыл, что у меня есть легальная «оса» с шумовыми патронами. Но сработал рефлекс — защищаться каяком. И вышло, что я взял его так, что он роста мне добавил. В итоге увидел, как мишка от меня удирает. Но знаю от опытных людей, что медведи — очень любопытные существа. А мне еще на скальник надо было подниматься. Там ровная площадка и опять тайга. Одним словом, сложно было наверх подниматься. Но поднялся. Поставил палатку. Естественно, было не по себе. В палатку заходил пятясь, спиной. Думал — не усну. Но только голову на подушку положил — сразу вырубило от стресса и от усталости. А утром проснулся — увидел, что приходил мой мишка ночью, эти следы ни с чем не перепутаешь. Но он был деликатен — ничего не распотрошил и меня не потревожил. Я ему, уходя, яблок оставил на этом месте».
Еще один близкий контакт с медведем случился у Сергея в поездке уже вместе с Джеком: «Мы его не видели, только слышали. Нас было трое — я, сын и собака. Подплываем к острову, где была стоянка, у Джека еще на стадии подхода к берегу на шерсти вздыбился ирокез - от кончика носа до хвоста. Мы тут же поняли, в чем дело. Медведь тоже нас услышал — заревел. Тут-то Джек сиганул в воду, доплыл до берега и — в заросли. Все так быстро произошло, что остановить пса не было никакой возможности. В итоге все кончилось хорошо — Джек прогнал мишку, тот предпочел не связываться и уплыл с острова — его заплыв видел один из рыбаков, с кем мы потом говорили».
Конечно, Сергей переживает за Джека, когда тот, что называется, «нарывается». В этой осенней поездке, например, пес пристал к кунице, облаивая и перекрывая ей пути отхода. Дикий зверек ругался (они, кстати, издают самые разные звуки — от писклявых до угрожающих) и в итоге располосовал собаке нос. Чем бы кончилось это противостояние, неизвестно, если бы Сергей не подоспел, не оттащил пса и не дал возможность кунице удрать. Кстати, еще вопрос, кто мог пострадать больше. Куница, невзирая на маленький размер, все-таки хищница и вполне может вцепиться собаке в горло. У Джека же свои резоны — он лайка, а не охотник, и в его понимании он обязан придерживать зверя до подхода человека. Вот он и придерживал.
Один из самых популярных у современных туристов во всем мире вопрос «Там есть интернет?». Конечно, я задала его Сергею. Оказалось — нет, в тайге нет ни интернета, ни мобильной связи. Иногда друг дает ему с собой спутниковый телефон, но если что — рассчитывать в таких путешествиях приходится только на себя. Именно поэтому одна из главных заповедей туристов-экстремалов — не брать с собой алкоголь, ни бутылки, ни рюмки, ни фляжки. Потому что «ты в любой ситуации обязан себя контролировать». Тем более, если отвечаешь за других людей - или за животных. Но в целом отсутствие связи Сергей считает замечательной штукой для настоящего таежного отдыха: «Мне вполне достаточно книг — я всегда беру их с собой. Плюс радио у меня очень серьезное. Так что в тайге слушаю весь мир. Кстати, там почему-то лучше слышны станции русскоязычного Китая».
В поездке-2021 Сергей с Джеком даже видели белух, приплывших к берегу стадом в двадцать с лишним голов. Пришлось выбирать, что снимать с белухами — фото или видео, Сергей выбрал видео...
«Вставали мы там каждый день в 6-7 утра. Никогда не сидим с собакой на месте. Лагерь поставили — пошли в тайгу. Минимум 10 км в день нахаживали. Тайга у нас прекрасна. Как и море. Оно после шторма успокаивается не сразу — по трое суток примерно... Звезды там редкость во второй половине сентября. Днем солнце, даже если шторм, а к ночи набегают облака, становится очень темно».
На вопрос, готов ли уже план для нового путешествия? - Сергей Евченко улыбнулся: «Конечно. В Костромской области есть очень хорошие — глухие места».
Автор: Марина КиселеваПоследние новости
Итоги 35-й региональной конференции партии "Единая Россия"
Конференция прошла во Владимирской области, где обсуждались достижения и планы на будущее.
Выездной прием граждан в Судогодском районе
Первый заместитель прокурора Владимирской области отвечает на вопросы жителей.
Владимир стремится к эффективной переработке мусора к 2030 году
Обсуждение проблем утилизации отходов в регионе завершилось планами по увеличению переработки до 60%.
Частотник
Осуществляем поставку в оговоренные сроки, обеспечивая быструю отправку