Галина НАУМКИНА: «Для меня пьеса – живой организм»
Автор: Т. Старун. Г. М. Наумкина. Совсем недавно коллектив народного театра КРДК отмечал полувековой юбилей.
Г. М. Наумкина.
Совсем недавно коллектив народного театра КРДК отмечал полувековой юбилей. В связи с этой датой я встретилась с режиссёром Галиной Михайловной Наумкиной, которая рассказала о роли театра в своей жизни и о своей роли – в его.
Спектакль "Батька".
– Галина Михайловна, звание «Народный» театральному коллективу присвоили 50 лет назад – а когда он появился?
– В начале тридцатых годов – то есть через десять с небольшим лет – мы отметим вековой юбилей. Тогда это был просто драматический кружок для взрослых.
– Сколько лет назад сюда пришли вы?
– Я пришла как актриса в середине шестидесятых – была ещё школьницей, училась в старших классах. Руководил коллективом Владимир Михайлович Ветлов – замечательный режиссёр, очень хороший педагог. Потом случился перерыв – замужество, ребёнок…
– А образование вы получили профильное или какое-то не имеющее отношения к театру?
– Сначала я окончила Владимирское училище культуры, – а затем были самые счастливые годы в моей жизни – учёба на режиссёрском факультете Щукинского училища. Я училась заочно, работала в Доме пионеров, а дипломный спектакль ставила с коллективом народного театра ДК. Через несколько лет меня позвали работать преподавателем режиссуры во Владимир, в мою альма-матер – училище культуры. Я уехала из Киржача на год; потом пришлось вернуться, поскольку не получилось обменять квартиру. Место в Доме пионеров было уже занято, и я три года отработала в районной библиотеке, в читальном зале, а параллельно играла в народном театре ДК. Руководил коллективом Лев Алексеевич Дергачёв. Я играла в первом его спектакле «Четвёртый» по пьесе Константина Симонова, за который нам и присвоили звание «Народный», и почти во всех последующих. В 1984 году Л. А. Дергачёв ушёл из жизни, руководителем стала я – и вот уже 37 лет остаюсь на этой должности.
– А почему не сложилось с профессиональным театром?
– Просто не судьба. Так сложились обстоятельства. Но я занимаюсь любимым делом – а это счастье. У нас замечательный коллектив, доброжелательные отношения друг с другом.
– Если уж об этом зашла речь, расскажите о вашем коллективе.
– Для меня главный человек в театре – это актёр. Какой бы ни был глубокий и серьёзный режиссёр, замысел его воплощают актёры. В народном театре столько талантливых людей! Ни у кого из них нет актёрского образования, но при этом среди них встречаются актёры такого дарования, что если бы им довелось играть на профессиональной сцене, стали бы украшением любой труппы. В театре важны все, кто работает над созданием спектакля: художник, звукооператор, осветитель, костюмер, реквизитор… А ответственный за всё – режиссёр. Представим на минуту, что коллектив возглавляет глупый, недалёкий, не разбирающийся в профессии человек. Что это будет за театр? Какие добрые чувства он сможет пробудить в зрителях?
Творческая жизнь, как и любая другая, не может быть без проблем. И у нас в коллективе не всегда всё гладко. Люди все работающие, графики очень часто не совпадают. Бывает такое, что на генеральной репетиции присутствуют не все. Работа, дети, здоровье – мало ли причин… Иногда кажется, что спектакль никогда не будет сделан. А потом вопреки всему – премьера.
– А в чем, по-вашему, специфика самодеятельного театра, чем он отличается от профессионального?
– Для участников самодеятельного коллектива театр – это хобби. В самодеятельность приходят только из желания играть. За это деньги не платят. Ну, кого заставишь вечером, после работы, уставшего, голодного, идти куда-то, да ещё репетировать? А ведь здесь тоже надо трудиться – думать, силы тратить, учить текст… Придут только те, кто без театра жить не может.
– К слову о профессиональных театрах. Я знаю, что в них зачастую слово режиссёра – закон, артисты должны полностью ему подчиняться. А вы оставляете актёрам пространство для собственного творчества – или всё должно подчиняться некой глобальной режиссёрской идее?
– В театральных коллективах отношения между режиссёром и актёрами доверительные. Режиссёр придумывает, как поставить спектакль и как помочь актёру сыграть его роль. Я не знаю режиссёров, которые ставили бы перед собой задачу выставить актёра в неприглядном свете. Конечно, бывают споры, но это же хорошо. Мне нравится, когда актёры что-то придумывают.
– Расскажите, пожалуйста, а как проходит работа по первоначальной подготовке пьесы к постановке?
– Пьеса – это текст, диалоги с ремарками. Это не роман. И первоначальная работа – это анализ пьесы. Режиссёру нужно разобраться в этой истории, ответить на множество вопросов, придумать, как это воплотить на сцене. Представим себе такую ситуацию: есть пьеса А. П. Чехова «Вишнёвый сад». Приглашаем режиссёров. Например, пять человек. Даём время. В результате мы увидим пять разных спектаклей по одной и той же пьесе, потому что у каждого режиссёра будет своё решение.
– Но что если у актёра возникает своё понимание роли?
– Очень хорошо. Артист должен творить, думать.
– А по каким критериям вы подбираете пьесы?
– Я ищу пьесу конкретно для своих актёров. Это должна быть весёлая, трогательная или драматическая история, написанная хорошим языком.
– Но, допустим, вам в руки попали два равновеликих по пригодности для постановки именно у вас произведения. Какое вы выберете?
– Вы знаете, ведь пьеса – словно живой организм. Читая её, я общаюсь с автором, это мой собеседник. Мне интересно его мнение, отношение к жизни, к какой-то проблеме. Бывает такое – первый раз видишь человека, а сердце сразу распахивается ему навстречу. И пьесы есть такие.
А бывает по-другому: читаешь пьесу, отмечаешь для себя, что это очень хорошая драматургия, но что-то в ней тебя не устраивает. Откладываешь её на какое-то время и ловишь себя на мысли, что всё время о ней думаешь. Так было с пьесой А. Позднякова «Батька». Она волновала меня несколько лет.
– И как часто у вас в театре новые постановки?
– По положению о народных театрах мы должны выпускать один многоактный спектакль в год. Были годы, когда мы ставили по два спектакля. Кроме того, проводим поэтические вечера, праздники и игровые программы для детей, участвуем в фестивалях и конкурсах, в мероприятиях ДК.
– Бывало ли так, что вы возвращали на сцену какие-то старые пьесы?
– Да, случалось. В 1975 году к юбилею Победы Л. А. Дергачёв ставил спектакль по пьесе К. Симонова «Так и будет». Я играла в этом спектакле. Пьеса замечательная. Ещё раз мы сыграли её спустя 40 лет, в 2015 году. Конечно, это были абсолютно разные спектакли.
– Вернёмся к вашему коллективу. Много ли приходит желающих попробовать себя на сцене? Многие ли остаются?
– Появляются. Хотя, что их много, я бы не сказала. Просто сейчас время такое, напряжённое – у людей много забот, им не до театра. Но те, кто приходит, – они остаются.
– Люди ведь все разные – что делаете, если возникают конфликты?
– Стараемся договориться.
– А если два актёра одновременно на одну роль претендуют?
– Сыграют по очереди – вот и всё.
– Как работаете над ростом актёрского мастерства коллектива?
– Каждый спектакль, новая роль – это всегда экзамен, это почти всегда ступенька вверх и возможность разобраться, что же это такое – творчество актёра.
– Каков возраст самых юных и самых старших участников?
– У меня нет детского коллектива. Есть дети актёров – небольшая группа очень способных ребят. Я работаю с ними с удовольствием.
– Ну, а что о самых возрастных?
– У нас была замечательная актриса Евгения Ивановна Захарова. Удивительная женщина! Ни о ком никогда не сказала дурного слова. Маленькая, худенькая, а когда выходила на сцену, от неё шла такая энергия – глаз невозможно было оторвать. Настоящий бриллиант. Искренняя, органичная. Так вот, ей было девяносто лет, когда она в последний раз вышла на сцену.
– Сами вы сейчас на сцену выходите?
– За 37 лет работы режиссёром я сыграла в трёх спектаклях. Это очень трудно совмещать. Режиссёр должен видеть спектакль со стороны, чтобы не упустить самого главного. Но иногда приходится играть в силу разных причин. Меня актёрская работа завораживает.
– 37 лет режиссёром – это целая жизнь. Вы работали здесь в очень разные времена. Когда было проще, когда труднее?
– Да всегда было по-разному. Даже в пресловутые девяностые и зрители ходили, и постановки делались. Отдушина-то должна быть какая-то. Три года подряд мы вообще играли не на сцене, а в комнате народного театра, в которой помещалось двадцать зрителей. Всё выносили, ставили скамейки и играли. Нам тогда перестали выделять финансирование на оформление сцены, пришлось выкручиваться. И это был бесценный опыт для актёров – когда зрители совсем рядом, ты видишь их глаза, ты дышишь с ними в унисон. Твоё состояние резко отличается от того, как ты себя чувствуешь, когда играешь на большой сцене.
– Какие планы на следующий год?
– Мы начинаем работать над спектаклем по пьесе сербского драматурга Бранислава Нушича «Д-р». Пьеса написана в 1936 году. По жанру это комедия.
– Ну, и традиционный вопрос напоследок. Какие мечты и желания связаны с вашей работой в театре? Какие ставите перед собой цели?
- Сейчас у меня и в голове, и в сердце пьеса Нушича. Впереди радостная мука репетиций, общение с моими любимыми актёрами, терзания и сомнения. И если всё будет нормально – премьера. Очень хочется сделать этот спектакль. А как всё будет – поживём, увидим.
Спектакль "Загадочный мужчина".
Последние новости
Прокуратура района информирует
«Ужесточение ответственности за утечку персональных данных» Президентом Российской Федерации В.В.
Пенсии за январь владимирцы получат до праздников
Пенсии за январь владимирцы получат до праздников Пенсии за январь начислят до 28 декабря — это касается тех, кто получает выплаты через банк с 1-го по 9-е число.
Суздальские фельдшеры скорой помощи спасли 45-летнего пациента с обширным инфарктом
Суздальские фельдшеры скорой помощи спасли 45-летнего пациента с обширным инфарктом Вызов поступил в третьем часу ночи.
Преобразователь частоты
Все преобразователи проходят контроль и имеют сертификаты с гарантией